


Методическая разработка для учащихся 8-9 классов
Государственное общеобразовательное учреждение
гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
для учащихся 8-9 классов
«Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения»
Авторы-составители: Малиновская Т. Л.,
Тулаева И.Ф.,
учителя русского языка и литературы
Санкт-Петербург
2011
Викторина
«Сподвижник просвещения»
( 8 – 9 классы)
Между Петром I и Екатериной II
он один является самобытным
сподвижником просвещения
А.С. Пушкин .
Цель: Расширение и углубление знаний учащихся о жизни и деятельности выдающегося русского ученого М. В. Ломоносова.
Задачи:
- воспитывать чувство уважения к истории родной страны ;
- обучать умению вести диалог, работать в группах;
- развивать творческие способности, внимание, память.
Форма проведения: викторина.
Образовательные и воспитательные технологии: традиционные (соревнование), информационно-коммуникативные, сотрудничество.
Оборудование:
- мультимедийный комплекс (ПК, проектор), звуковая система (или магнитофон);
- портрет М.В. Ломоносова,
- таблица результативности работы команд.
Информационно - образовательные ресурсы:
Презентация (PowerPoint 2007)
Участники: 3 команды по 7-8 учащихся; куратор викторины (учитель-предметник), ведущие – 2 человека.
Длительность викторины – 45 минут
План проведения викторины.
- Приветственное слово учителя.
- Сообщение ведущими викторины темы, правил игры (команды отвечают на вопросы викторины в порядке очередности; при отсутствии ответа команды право ответа переходит другой команде; балл засчитывается ответившей команде).
- Игра-викторина.
- Рефлексия: создание каждой командой эссе по теме викторины (наивысшую оценку – 10 баллов – получает команда, сумевшая привести максимальное количество фактов из биографии и жизнедеятельности учёного).
- Подведение итогов, награждение команды (или каждого ее представителя) Наградным листом, оформление которого стилизовано под XVIII в (вариант прилагается в презентации ).
Ход проведения мероприятия
Эпиграф на доске
«Ум веселится, вспоминая Ломоносова.
Радуется мысль, соглядая его жизнь и дела.
Любо говорить о Ломоносове, и, если я скажу звягливо и рогато,
ты расскажи чиновно, с церемонией.
Кого любишь, о том думаешь, за тем и ходишь глазами ума»
Б. В. Шергин
«Слова о Ломоносове»
1. Вступительное слово учителя:
– В истории XVIII столетия одной из самых выдающихся фигур стал М. В. Ломоносов, не только своим участием в основании первого русского университета, но и как ученый-энциклопедист. В 2011 году мы отмечаем 300-летие со дня рождения нашего великого соотечественника, первого русского ученого-просветителя. Приглашаем вас принять участие в викторине, посвященной жизни и деятельности этого человека, обладавшего талантом блистательнейшим и многогранным.
2. Ведущие попеременно задают вопросы, фиксируют полученные командами баллы в таблицу результативности. После того как прозвучит правильный ответ команды, на экране появляется слайд с изображением, подтверждающим верный ответ.
3. Игра-викторина
Ведущий 1:
– В 1711 г., в эпоху, когда совершались великие преобразования, родился человек, который окончательно разделил науку и искусство, будущий славный русский ученый, поэт. Кто правил Россией в это время? (Петр I)
(Слайд № 1. Портреты Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II).
Ведущий 2:
– Страстное желание учиться не давало Михаилу покоя. В конце 1730 г.он сбежал из дома и с рыбным обозом отправился в Москву, чтобы «овладеть высшими науками». Соберите М. В. Ломоносова в дорогу, когда он пешком из далекого Курострова, из деревни Мишанинской, отправляется «за ученостью».
(Слайд № 2. Названия предметов одежды поморского рыбака XVIII века.)
Ведущий 1:
– Назовите авторов первых учебников М. Ломоносова? После ответа команд:
(Слайд № 3. Изображение учебников: «Арифметика» Леонтия Магницкого, «Грамматика» Милетия Смотрицкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого.)
Ведущий 2:
– Как называлось высшее учебное заведение, в котором учился М. В. Ломоносов?
(Слайд № 4. Изображение учебных заведений XVIII в. Назвать и указать Славяно-греко-латинскую академию.)
Ведущий 1:
– На каком языке писалось большинство книг в XVIII в.?
(Слайд № 5. Цитаты на латыни с переводом.)
Ведущий 2:
– Когда и кем основана Петербургская академия наук?
(Слайд № 6. Изображение Академии.)
Ведущий 1:
– Какие науки изучал М. В. Ломоносов за границей?
(Слайд № 7. Назвать науки по изображенным приборам (математика, физика, химия, механика, гидростатика, гидравлика).
Ведущий 2:
– Какими языками овладел М. В. Ломоносов за границей?
(Слайд № 8. Цитаты на немецком, французском, итальянском языках.)
Ведущий 1: –Назовите фамилию героя Отечественной войны 1812 г., связавшего жизнь с внучкой
М. В. Ломоносова Софьей.
(Слайд №9. Портрет Н. Н. Раевского.)
Ведущий 2:
– Должность адъюнкта получил М. В. Ломоносов в Петербургской академии в 1742 г. Соотнесите с современным названием должности (помощник профессора).
(Слайд № 10. Перечень названий преподавательского и руководящего состава Академии.)
Ведущий 1:
– Назовите современников М. В. Ломоносова, оставивших след в российской науке и искусстве.
(Слайд № 11. Портреты знаменитых современников Ломоносова.)
Ведущий 2:
– Какое крупное астрономическое открытие принадлежит М.В.Ломоносову? (Слайд №12. Планета Венера.
(Наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, он обнаружил у этой планеты наличие атмосферы.)
Ведущий 1:
– М.В.Ломоносов изобрел и сконструировал несколько научных приборов. Соотнесите прибор с областью науки.
(Слайд № 13. ВИСКОЗИМЕТР (измерение вязкости жидкостей и газов),
АНЕМОМЕТР (указывает наибольшую скорость ветра и его направление), ГОРИЗОНТОСКОП (перископ с механизмом для горизонтального образа местности).)
Ведущий 2:
– Какой вклад внёс М.В.Ломоносов в развитие геологии? (Слайд № 14. Минералы. (Начал собирать коллекцию российских минералов, предложил систематизировать и описывать их по внешнему виду, физическим и химическим свойствам).)
Ведущий 1:
– Увидев итальянские работы и зная, что мозаика была известна еще в Киевской Руси, Ломоносов решил возродить её. В течение трёх лет он работал над созданием своей главной картины. Как называлась эта работа?
(Слайд № 15. Выбрать: «Полтава»,
«Петр I», «Разговор с Анакреоном», «Полтавская баталия», «Великая Петрова дщерь», «Восшествие на престол императрицы Елисаветы Петровны».)
Ведущий 2:
– Ф. М. Достоевский считал, что «бесспорных гениев, с бесспорным новым словом во всей литературе нашей было всего три: Ломоносов… Назовите двух других. После ответа: (Слайд № 16. Портреты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.)
Ведущий 1:
– Побывав в Германии, М. В. Ломоносов всерьез увлекся поэзией. По немецкому образцу он создал новый размер стихосложения.
(Слайд № 17. Строки стихотворения М.В.Ломоносова, написанные ямбом.)
Ведущий 2:
– Среди поэтических строк Ломоносова есть такие:
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Какие русские поэты продолжили традиции этого стихотворения?
(Слайд № 18. Эти же микротемы из стихотворений Г. Р. Державина, А. С. Пушкина).
Ведущий 1:
– Как отмечают современники, Михаил Васильевич был азартным человеком. Однажды он устроил поэтический турнир, пригласив на него двух стихотворцев – основателя силлабо-тонического стихосложения и редактора журнала «Трудолюбивая пчела». Назовите этих поэтов.
(Слайд № 19. Портреты В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. Строки их стихотворений.)
Ведущий 2:
– Какой язык Ломоносов назвал «повелителем всех языков», поскольку им со всеми оными говорить пристало, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского»? (Русский)
Ведущий 1:
– Не чужды были М. В. Ломоносову и розыгрыши. Летом 1753 г. в петербургских газетах он поместил объявление, в котором сообщалось, что тот, кто сможет объяснить «подлинную электрической силы причину и составит точную ее теорию», получит в награду сто червонных». Как вы думаете, кому досталась награда? (Она до сих пор осталась невостребованной)
Ведущий 2:
– Проект создания университета в России, который долгое время вынашивал М. В. Ломоносов, воплотился в жизнь в 1755 г. На каких трех факультетах, по замыслу ученого, могли обучаться студенты? (На философском, юридическом, медицинском)
(Слайд №20. По представителям профессий назвать факультеты.)
Ведущий 1:
– Список должностей, которые М. В. Ломоносов занимал в Академии наук: советник Академической канцелярии, руководитель Исторического собрания, Географического департамента, Академических университета и гимназии. Был оценен и за пределами России: звание поче тного профессора получил в Стокгольмской и Болонской академии наук.
Но на родине Ломоносова не всегда понимали: однажды он был посажен под домашний арест, выступив против засилия немцев в Академии.
Подорванное здоровье привело к долгой болезни. За две недели до кончины он писал:
(Слайд № 21. «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют». Изображение могилы Ломоносова.)
Ведущий 2:
– Где захоронено тело М. В. Ломоносова? (На Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.)
Ведущий 1:
– Сегодня имя великого ученого носят университеты в Москве, Днепропетровске и Архангельске, лицеи в Йошкар-Оле и Архангельске, школы в Самаре и Москве, фарфоровый завод в Санкт-Петербурге. В состав Петродворцового района Санкт-Петербурга входит город Ломоносов. Как назывался этот город до 1948 г? Почему ему присвоили имя Ломоносова? (Ораниенбаум. В 1753 г. земли близ города в деревне Усть- Рудицы были пожалованы Ломоносову для строительства фабрики мозаики.)
(Слайд №22. Вид города: современные и старинные.)
Ведущий 2:
– Имя Ломоносова присвоено географическим объектам. В каком заливе находится полуостров Ломоносова? (Амурский залив)
Ведущий 1:
– Как называется минерал, названный в честь ученого? (Ломоносовит)
(Слайд № 23. Изображение залива; минерала.)
Ведущий 2:
– Назовите автора, одного из первых памятников М. В. Ломоносову в Архангельске, построенного на народные средства и открытого в 1832 г?
(Слайд № 24. Изображение памятника; скульптор И.П.Мартос.)
4. Рефлексия
– Задание командам: используя полученную информацию, напишите небольшое эссе о великом ученом на тему «Все испытал и все проник» (время работы до 7 минут). Чтение работ.
Учитель:
– Все помыслы М. В. Ломоносова были направлены на сохранение и умножение народного образования в России. «Мое единственное желание, – писал он. – состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение гимназию и университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы».
Подведение итогов, подсчёт баллов, награждение команды-победителя.
Литература.
- Астафуров В. И. М. В.Ломоносов. – М.: Просвещение, 1985.
- Балязин В. Н . Занимательная история России: 1700 – 1762 гг. – М., 2002
Исторический лексикон. XVIII век. – М.,1996
Белявский М. Т. М. В.Ломоносов и основание Московского университета. – М.: МГУ, 1955. - Белявский М. Т. Все испытал и все проник: к 275-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. – М.: МГУ, 1986.
- Белявский М. Т. Ломоносов – наш первый университет. – М.: МГУ, 1961.
- Буторина Т. С. М. В.Ломоносов и педагогика. – Архангельск, 2001.
- Буторина Т. С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. – Архангельск-Москва, 2005.
- Карпеев Э. П. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: Просвещение, 1987.
- Лебедев Е. Н. Михаил Васильевич Ломоносов., Ростов-на –Дону, 1997.
- Ломоносов М. В. Стихотворения. – М., 2008