Методическая разработка для учащихся 6-7 классов

Государственное общеобразовательное учреждение

гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия»

Выборгского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

Методическая разработка

для учащихся 6-7 классов

«Науки юношей питают, отраду старым подают…»

Авторы-составители: Шендрикова А. А.,

Фельдманова Е. А.,

учителя русского языка и литературы

 

 

Санкт-Петербург

2011

Игра по станциям

«Науки юношей питают, отраду старым подают…»

( 6 – 7 классы)

Цель: воспитание гражданина Отечества на примере жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

Задачи:

- обучение грамотному построению  связной монологической речи, умению вести диалог, работать в группах;

- развитие познавательной  активности и творческих способностей учащихся;

- развитие внимания, памяти.

 

Форма проведения: игра по станциям.

 

Образовательные и воспитательные технологии: традиционные (соревнование), информационно-коммуникативные, сотрудничество.

 

Оборудование:

- мультимедийный комплекс (ПК, проектор), звуковая система (или магнитофон);

-  портрет М. В. Ломоносова;

- раздаточный материал: маршрутные листы, пазлы, кроссворд, хронологическая таблица «Биография М. В. Ломоносова».

 

Информационно - образовательные ресурсы:

Презентация (PowerPoint 2007).

Участники:

4 команды по 5-6 учащихся; куратор станции — «Дежурный по станции»

(учитель - предметник); ведущие — 8 человек (по 2 человека на станции).

 

Длительность игры - 1, 5 часа.

 

 

Ход игры.

 

  1. Приветственное слово «Дежурных по станции» и ведущих, раздача маршрутных листов. Сообщение темы и цели игры.

 

  1. Движение команд по маршрутам.

(Стартовая станция – Историко-биографическая станция – Литературная станция –

Химико-физическая станция – Краеведческая станция – Итоговая станция).

Кураторы станций выставляют в маршрутный лист набранные баллы. На последней станции ( для команды) баллы суммируются, подводится итог.

 

3.  Линейка:

- подведения итогов игры;

- награждение победителей.

 

  1. Рефлексия.

 

  1. Оценка эмоционального состояния. Методика «Настроение».

 

 

1.Стартовая станция.

 

Приветственное слово ведущих:

 

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

М. В. Ломоносов

 

Нашу встречу мы начали словами М. В. Ломоносова. 2011 год — год  300-летия со дня рождения русского ученого. Мы приглашаем вас принять участие в интеллектуальной игре. Надеемся, что вы  настоящие наследники Ломоносова, много знающие о его жизни, научных открытиях и творчестве.

(Капитаны команд получают маршрутные листы, команды отправляются по маршрутам.)

 

2.Историко — биографическая станция.

 

Приветственное слово ведущих:

 

А. С. Пушкин о Ломоносове выразился так: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою  понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник...».

 

Задание № 1 (приложение 1).

 

— Ребята, вспомните основные даты из биографии М. В. Ломоносова. Представьте, что вам надо отредактировать хронологическую таблицу для составления справочника. На слайде вы видите, что даты не соответствуют событиям. Внесите исправления. Время работы  5 минут.

Правильно выполненное задание оценивается в 10 баллов.

 

Задание № 2 (приложение 2).

 

— Разгадайте кроссворд, выделив ключевое слово. Время работы 7 минут. Те, кто верно и быстро выполнит задание, получит 5 баллов.

 

3.Литературная станция

 

В эпохи наивысшего расцвета

Дала науке каждая страна

Механиков, философов, поэтов,

Являющихся светочью ума.

В. Плиев

 

Задание № 1 (приложение 3).

— Ребята, определите, какие из высказываний о русском языке принадлежат              М. В. Ломоносову. Как вы их понимаете?  За каждое верно найденное высказывание команда получает по 1 баллу, время работы  3 минуты.

 

 

 

Задание № 2 (приложение 4).

« Имя основателя и отца русской литературы и поэзии по праву принадлежит этому великому человеку. Натура по преимуществу практическая, он был рожден реформатором и основателем...»,  - так оценил заслуги Ломоносова перед русским искусством один из самых замечательных критиков прошлого века В. Г. Белинский.

 

— Расскажите, какой вклад в развитие литературы внес М. В. Ломоносов.  За каждый правильный ответ -  1 балл, время работы 5 минут (слайд 5).

 

Задание № 3.

Назовите известные вам стихотворные произведения М. В. Ломоносова. Какое произведение о Ломоносове вы знаете? Время вашей работы 5 минут, за каждое названное произведение вы получаете по 3 балла.

 

4.Химико-физическая   станция.

 

Дерзайте ныне ободренны

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

М.В.Ломоносов

 

Задание № 1 (приложение 5).

Соберите изображение из фрагментов. Что это за здание? Какое отношение имеет это задание к имени М. В. Ломоносова?  Время работы – не более 5 минут, правильно выполненное задание оценивается в 5 баллов.

 

Задание № 2 (приложение 6).

Перед вами изображения приборов, созданных М. В. Ломоносовым. Знаете ли вы,  как они называются и для чего предназначены?  За каждый верный ответ вы получите  1 балл, время работы не более  5 минут.

 

Задание № 3.

Расскажите об одном из открытий М. В. Ломоносова в области науки. Те, кто даст наиболее полный ответ, получит 5 баллов, время работы  5 минут.

 

5.Краеведческая секция.

 

Всякое прикосновение к любезной сердцу его России,

на которую он глядит под углом ее сияющий будощности,

исполняет его силы чудотворной.

Среди холодных строф польются вдруг у него такие строфы,

что не знаешь сам, где находишься.

Н. В. Гоголь

 

Задание.

 

Назовите  места  в  Петербурге, связанные с именем М.В.Ломоносова. За каждый правильный ответ начисляется  1 балл, время работы 5 минут.

 

 

6.Итоговая станция.

 

На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию,

блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!

Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и

во всяком климате, что гений умеет торжествовать

над всеми препятствиями,

какие ни противопоставляет ему враждебная судьба,

что, наконец, русский способен ко всему великому прекрасному

не менее всякого европейца.

В. Г. Белинский «Литературные мечтания»

 

Кураторы станций определяют команду-победителя (возможен вариант награждения и по номинациям). Награждается команда-победитель, участникам вручаются дипломы.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

  1. Анциферов Н.П. Непостижимый город. – Л.: Лениздат, 1991.
  2. Бренева И.В., Моисеева Т.М. Музей М.В.Ломоносова. Путеводитель. – СПб.: МАЭ РАН, 1995.
  3. Бузинов В.М. Десять прогулок по Васильевскому. – СПб.: Остров, 2006.
  4. Итс Р.Ф. Кунсткамера. – Л.: Лениздат, 1980.
  5. Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. – СПб.: Палитра, 1994.
  6. Когинов Ю.И. Иван Шувалов. – М.: Астрель, 2002.
  7. Лихоткин Г.А. Ломоносов в Петербурге. – Л.: Лениздат, 1981.
  8. Чецкая И. Б. Активные формы внеклассной работы, посвященной               М. В. Ломоносову. – Архангельск: ГОУ СПО «Архангельский техникум строительства и экономики», 2008.

Приложение 1.

1711

8 ноября. В деревне Мишанинской Куростровской волости Архангельской губернии в семье помора В.Д. Ломоносова родился сын Михайло.

 

1730

Декабрь. Отправился с рыбным обозом в Москву.

1731. Зачислен  в Славяно-греко-латинскую академию в Москве.

 

1735. В числе 12 учеников прибыл в Петербургскую академию наук для продолжения образования и зачислен студентом «на академическом коште».

 

1736-1741. Учился в Германии. Написал свое первое научное сочинение по физике, оду «На взятие Хотина» и составил письмо о правилах российского стихотворства.

 

1745

25 июля. Назначен профессором химии Петербургской академии наук.

 

1747

Январь. Написал новый вариант книги по риторике, назвав ее «Краткое руководство к красноречию».

 

1752. Закончил первую мозаику «Мадонна», преподнес ее императрице Елизавете Петровне. Сочинил трагедию «Демофонт».

 

1753. Занимался строительством фабрики цветного стекла, изготовлением мозаик, изучением атмосферного электричества.

 

1754

Июль. В письме И. И. Шувалову изложил свой проект учреждения Московского университета.

 

1760. Назначен руководителем Университета и Гимназии академии наук.

 

1761. Открытие атмосферы на планете Венера.

1763. 10 октября избран членом Академии художеств в Петербурге.

 

1765

4 апреля. В пять часов вечера М.В. Ломоносов скончался. 8 апреля похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

 

Приложение 2

Кроссворд

 

  1. Поэт — человек, через искусство слова, передающий свои чувства.

 

  1. Приборостроитель — создатель измерительных приборов.

 

  1. Химик — человек, изучающий строение, состав и превращение веществ.

 

  1. Художник — человек,  занимающийся живописью.

 

  1. Металлург — человек, изучающий строение металлов и сплавов.

 

  1. Историк — человек, изучающий прошлое.

 

  1. Астроном — человек, изучающий космические тела.

 

  1. Геолог — человек, изучающий строение, состав и историю  Земли.

 

  1. Географ — человек, изучающий поверхность Земли, природные условия,

население, экономические ресурсы.

 

  1. Физик — человек, изучающий общие законы явлений природы.

 

  1. Реформатор — человек, преобразующий экономику, политическую жизнь и т. д.

 

  1. Просветитель — распространитель передовых идей и знаний.

 

Приложение 2а.

 

Кроссворд «Деятельность Ломоносова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.п

о

э

т

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

3.

4.х

 

2.п

р

и

б

о

р

о

с

т

р

о

и

т

е

л

ь

 

 

у

д

о

ж

н

и

к

 

 

 

 

 

з

 

 

 

 

 

 

и

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

м

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

и

 

5.м

е

т

а

л

л

у

р

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

т

 

 

6.и

с

т

о

р

и

к

 

 

7.а

с

т

р

о

н

о

м

 

 

8.г

е

о

л

о

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. р

е

ф

о

р

м

а

т

о

р

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Великие люди о великом русском языке

Языка нашего небесна красота не будет никогда попрана от скота.

М. В. Ломоносов

 

Только одна литература неподвластна законам тления. Она одна не признает смерти.

М.Е. Салтыков-Щедрин

 

Речь должна отвечать законам логики.

Аристотель

 

Бессмертие народа  -  в его языке.

Ч. Айтматов

 

Простирайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова.

М. В. Ломоносов

 

Где мало слов, там вес они имеют.

В. Шекспир

 

Карл V,  римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом.  Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т. к. нашел бы в нем и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка.

М. В. Ломоносов

 

Приложение 4.

«Штили»

Высокий

Средний

Низкий

Героические поэмы,

оды

Сатиры,

научные соединения,

стихотворения

Комедии,

песни,

басни,

эпиграммы

 

Приложение 5.

 

Приложение 6.

Отражательный телескоп нового типа.

Изучив конструкции имевшихся зеркальных телескопов, М. В. Ломоносов пришел к заключению, что их общим недостатком является малое отражательное зеркало, которое поглощало часть света и уменьшало четкость изображения. В результате проведенных расчетов и экспериментов он направил «фокус служащего объективом зеркала так, чтобы отраженные лучи не встречались сами с собой на его оси, как это обыкновенно бывает, а несколько отклонились в сторону, образуя угол, насколько возможно малый, чтобы изменение очертаний предмета оказались едва чувствительными или не чувствительными, а вершина фокуса находилась вне отверстия трубы, или, точнее, вне цилиндра лучей…» Для того чтобы вывести «фокус за окружность трубы», Ломоносов принял простое и весьма остроумное решение: отклонить большое зеркало телескопа «от обычного положения на четыре градуса». Новая оптическая система превосходила прежние по простоте и стоимости изготовления, ясности и чистоте изображения. Проба трубы «об одном зеркальце» прошла «с желаемым успехом» в 1762 г. Однако описание «зеркальной трубы» не было опубликовано при жизни ученого, поэта; когда в 1789 г. английский астроном В. Гершель построил аналогичный телескоп, последний стал носить его имя.

Ночезрительная труба.

Этот прибор состоял из вертикальной трубы, механизма для наводки верхнего зеркала на объект и механизма вращения трубы вокруг вертикальной оси. Пользуясь им, можно было обозревать из-за укрытия любые объекты. Большой интерес к прибору стал появляться лишь в конце XIX — начале XX века, когда потребовались наблюдения из окопов, крепостей, подводных лодок.

Создавая ее, Ломоносов впервые в истории оптики поставил перед собой задачу: сделать «ночезрительную трубу», посредством которой,  можно было бы,  явственно рассмотреть в светлую ночь или сумерки неяркие небесные светила, а предметы на земле и на море, едва различимые глазом, т. е., говоря современным языком, он стремился к увеличению светосилы. Его «ночезрительная труба» была двухлинзовым устройством.  Она состояла из «одной линзы (окулярной) малой и другой (объективной) большой, собиравшей лучи». Принцип действия был основан на законах физиологической оптики: глаз человека в сумерках и в темноте действует не так, как днем, его чувствительность становится значительно выше. Не зная этой закономерности, Ломоносов гениально предугадал ее. Идея встретила резкую критику со стороны ряда академиков. Однако, считая свое изобретение чрезвычайно важным для практических целей, ученый до конца жизни неустанно работал над его усовершенствованием. После смерти Ломоносова о «ночезрительной трубе» надолго забыли.

Солнечная печь.

Ломоносов поставил задачу резко увеличить  «зажигательную силу». В поисках ее решения он пришел к выводу, что цель может быть достигнута только лишь «собиранием фокусом нескольких линз или зеркал в одно и тоже место, где соединенными силами они и произведут жар больший, чем известный до сих пор». Инструмент Ломоносова состоял из ряда зеркал, которые направляли солнечные лучи на линзы, фокусировавших их в одну точку. В основу своей конструкции ученый положил новую мысль: «Солнечные лучи и после отражения  от плоскости зеркал все еще сохраняют теплопроводную силу, следовательно,…должны, будучи собраны выпуклой линзой, увеличить жар».

Перископ или горизонтоскоп.

Этот прибор состоял из вертикальной трубы, механизма для наводки верхнего зеркала на объект и механизма вращения трубы вокруг вертикальной оси. Пользуясь им, можно было обозревать из-за укрытия любые объекты. Большой интерес к прибору стал появляться лишь в конце XIX — начале XX века, когда потребовались наблюдения из окопов, крепостей, подводных лодок.

Фотометр.

Им в 1762 г. был разработан проект фотометра для сравнения яркости звезд. Идея заключалась в том, чтобы оценивать силу света звезды путем сопоставления ее в выбеленной камере со светом Солнца, прошедшее через малое отверстие, а световое равенство устанавливать на основе одинакового различения деталей, например, текста в книге.

Аэродинамическая машина.

Машина, называемая им аэродромической, которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух (отбрасывать его вниз), отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха с той целью, чтобы можно было обследовать условия (состояние) верхнего воздуха посредством метеорологических машин (приборов), присоединенных к этой аэродромической машине. Машина подвешивалась на шнуре, протянутом по двум блокам, и удерживалась в равновесии грузиками, подвешенными с противоположного конца. Как только пружина заводилась, (машина) поднималась в высоту и потому обещала достижение желаемого действия. Но это действие, по суждению изобретателя, еще более увеличится, если будет увеличена сила пружины и если увеличить расстояние между той и другой парой крыльев, а коробка, в которой заложена пружина, будет сделана для уменьшения веса из дерева. Об этом он обещал позаботиться.

Секстант.

Этим астрономическим прибором моряки издавна пользуются для определения высоты светила в небе. А секстантом прибор назван потому, что измерения делаются с помощью разделенной на угловые меры дуги в 1/6 часть окружности ( sex-tantis (лат.) — шестая часть). Определение географических координат с помощью секстанта на корабле в открытом море.

Хронометр.

Прибор для определения местного времени и широты места наблюдения, отмечая момент, когда две звезды находятся в одной заданной вертикальной плоскости. Переносные часы, которые хранятся в особо приспособленных ящиках с подвесками и другой защитой от всевозможных помех.
Чтобы уменьшить влияние пружины на ход часов и достигнуть большей точности их показаний (упругость пружины по мере ее раскручивания падает), ученый предусмотрел в своем хронометре, наряду с улиткообразным устройством барабана (на который наматывается цепь, передающая движение механизму), вместо одной четыре пружины. Каждая из них, по замыслу автора часов, должна была заводиться в разное время суток (через шесть часов), таким образом, уравнивалась упругость системы пружин, приводивших в движение хронометр.

Циматометр.

Устройство, учитывающее движение корабля под действием килевой качки, приборы для определения направления и скорости течения.