Методическая разработка для учащихся начальной школы

Государственное общеобразовательное учреждение

гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия»

Выборгского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

Методическая разработка

для учащихся начальной школы

«Учимся у Ломоносова»

Автор-составитель: Лебедева Е. С.,

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2011

 

Классный час

«Учимся у М.В. Ломоносова»

(1 – 4 классы)

 

 

Цель: расширить и углубить знания детей о М. В. Ломоносове, как о человеке, ученом-энциклопедисте;

 

Задачи:

- пробудить интерес к учению, к освоению разных предметов, норм социальной жизни через знакомство с личностными качествами русского ученого;

- обратить внимание детей на то, чему можем учиться у Ломоносова се­годня, спустя три  столетия;

- воспитывать интерес к историческим личностям России и Санкт-Петербурга;

- развивать кругозор детей.

 

Образовательные и воспитательные технологии: традиционные, игровые (путешествие во времени).

 

Материалы и оборудование:

- мультимедийный комплекс (ПК, проектор), звуковая система (или магнитофон);

- плакат с названием темы, портрет М. В. Ломоносова,

- плакат с высказыванием А. С. Пушкина о М. В. Ломоносове, правилами для гимназистов;

- иллюстрация к басне.

 

На доске: высказывание А. С. Пушкина: «Соединяя необыкновенную силу воли с не­обыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Ис­торик, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все ис­пытал и все проник».

 

 

Ход мероприятия.

  1. 1. Организационный момент.
  2. 2. Сообщение темы.

Сегодня учащиеся пригласили в этот класс всех желающих. На время он станет нашим актовым залом. И давайте начнем очередную встречу с такого фантастического допущения: представим, что в XVIII веке уже существова­ли магнитофоны, и что старая пленка сохранила звучавшие здесь когда-то голо­са. Представили? Тогда включаем запись ...

Ученик по карточке: «Двояким искусством электрическая сила в телах возбуждается: трением и теплотою, что физикам довольно известно. Явления и закономерности, которые электрическою силою, в недре натуры рожденною, совершенно сходствуют с теми, которые показывают искусством учиненные ОПЫТЫ ...»

Как вы думаете, кому могут принадлежать эти слова?

Нет сомнений: мы услышали речь ученого-физика  XVIII века. Но перемотаем пленку, и тот же самый голос вдруг заговорит о …географии, кристаллографии, астрономии, стеклоделии, химии, металлургии. Могут встретиться и такие слова: жемчуг, ломоносовит, мозаика.

И теперь, пожалуй, уже многие могут назвать имя человека, которому принадлежат слова.

300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова исполняется в ноябре этого года.

- Сегодня наша встреча посвящена великому ученому и называется она «Учимся у Ломоносова». Чему же можем мы учиться у Ломоносова сегодня, спустя уже три  столетия? На этот вопрос вы ответите в конце этой встречи.

3. Вступительное слово

Это только сейчас в Архангельске, как и в Санкт-Петербурге, стоит в но­ябре теплынь. Обычно же в эту пору там под полозом скрипит снег. Куц и мра­чен северный денек — на час-полтора выглянет солнце из-за горизонта, и снова воцаряется темень в преддверии полярной ночи.

Встанет к декабрю и Северная Двина — могучая русская река, под стать Волге-матушке. Только не так знаменита, ибо течет в пустынное Белое, или Студеное, море, как называют его жители Русского Севера.

Карта. От Архангельска до Холмогор по старинному укатанному тракту (дороге) сегодня часа полтора езды. Ну, а если пешком за санями с рыбой, то путь неблизкий. Обычно в начале зимы и снаряжался в Москву обоз с мороже­ной рыбой (семгой).        (Л.р.: Обоз - несколько подвод, повозок и т. п. с кладью, следующих друг за другом.)

А ЕСЛИ ЗА НИМ  ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ — УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой.

3.Вспоминая детство

Вот как ученый вспоминал о своей семье ... (включаем запись).

Я имел «отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем не­вежестве воспитанного, и злую завистливую мачеху, которая всячески стараласъ произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за кни­гами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод, пока я ушел в Спасские школы».

Неохотно отпустил Василий Дорофеевич единственного сына. Парень отлично освоил поморское дело. Господь Михайлу силушкой не обделил. Так говорили в селе. Но была и причина отпустить - не ладил сын с молодой маче­хой. Поедом его ела за то, что книги любит. А Михайло бегло читал книги, взя­тые у сельского дьячка, многое знал наизусть.

Прослышав, что у соседей за рекой есть учебники «по новой мудрости», на коленях выпросил «Арифметику» и «Грамматику».

«То были врата учения моего», - вспоминал потом Ломоносов.

Рос сильным, здоровым и любознательным. Смышленым был Михайло.

И всё вопросы задавал, на которые никто не мог дать дома ответ.

Запись:

Почему море «дышит»? (Так поморы определяли приливы.)

Откуда на ночном зимнем небе сполохи? (Полярное сияние.)

Что есть молния с громом?

Позже великий ученый научно объяснил такие явления, как северное сияние, молния. Даже предложил конструкцию молниеотвода.

В январе 1731 года Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добав­лялись другие мучения:

Запись:

"Школьники, малые ребята, кричат и перстами  указывают: смотрите-де, какой болван в лет двадцать пришел латыни учиться!» Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три класса.

Запись:

«Обучаясь в Спасских  школах., имел я со всех сторон от­вращающие ... от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели ... несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя бьло иметь на пропитание в день больше как на денежку  хлеба и на денежку кваса, а прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил». (Денежка — полкопейки).

Где бы ни учился юноша, успехи его всегда были блестящими: первый ученик в Славяно-греко-латинской академии в Москве, один из лучших студен­тов университетов - при Петербургской академии наук и Марбургского университета в Гер­мании. Круг его интересов чрезвычайно широк — химия, физика, астрономия, геология, медицина, история, филология, поэзия.

5. Учимся у Ломоносова

Проходит время, но труды Ломоносова не теряют своего значения.

Он жил очень давно, но думал так же, как и мы — о солнце, о небе, о земле. И о людях, которые живут на земле.

В одной из первых работ Ломоносова утверждалось, что сохранению здоровья способствует правильный образ жизни, давались рекомендации, как его организовать. (Режим дня).

Ломоносов отличался необычайным трудолюбием, а лучшим отдыхом для себя считал смену занятий. Он говорил так:

Запись:

«Всяк человек требует себе от трудов успокоения: для то­го, оставив настоящее дело, ищет себе ... препровождения времени картами ... и другими забавами, а иные и табачным дымом, от чего я уже давно отказался, затем, что не нашел в них ничего, кроме скуки».

«Мне на успокоение от трудов..., чтобы их вместо бильярду употребить на физические и химические опыты, которые мне не токмо ... вместо забавы, но и движением вместо лекарства служить имеют». (Смена труда).

В своем замечательном труде «О слоях земных» Ломоносов определил геологию как науку о развитии земли и указал, что земные слои образовались в результате сложных процессов, происходящих в природе. Этим он открыл путь к нахождению полезных ископаемых в нашей стране. (Природоведение - полезные ископаемые).

На уроках окружающего мира мы говорили о том, что добыча некоторых полезных ископаемых ведется в очень тяжелых условиях. Уже тогда (l741 г.) Ломоносов предлагал конкретные меры для облегчения тяжелых условий труда в шахтах. Например, считал необходимым создать искусственную вентиляцию, разработал естественную вентиляцию и ряд приспособлений для безопасного труда, придумал специальную защитную одежду, предлагал создать места от­дыха в шахтах, ввести 7-часовой рабочий день и запретить труд детей. (Охрана труда, техника безопасности).

Ломоносов любил людей. Многие его работы проникнуты заботой о че­ловеке.

Михаил Васильевич учил нас любить природу, понимать ее. А чтобы по­нимать, нужно хорошо знать.

Запись:

"Разумей читать книгу природы, живую грамоту. Подивися, как из малого семени вырастает великий дуб. Поразмысли чудное устройство тела своего: глаз, орган тончайшего хрупкого стекла, безопасно прибран в чашечку костяную …»

— Ребята, когда мы слышим слова М. В. Ломоносова, всегда ли сразу дохо­дит их смысл? Почему, как вы думаете?

Еще одной величайшей заслугой М. В. Ломоносова является то, что он приблизил русский литературный язык к народной речи. В своих многочислен­ных трудах Ломоносов уделял особое внимание вопросам просвещения, образо­вания.

Развивающаяся промышленность, созданная Петром I, регулярная армия, флот, правительственные учреждения испытывали острую нужду в образован­ных людях. Нужны были врачи, учителя, инженеры, юристы, историки, архи­текторы, геологи, естествоиспытатели. Без них нельзя было осваивать огромные пространства страны и ее природные богатства.

М. В. Ломоносов добился, чтобы лекции читались на русском языке, а не на иностранном, как было раньше. Добился, чтобы могли обучаться и дети из бед­ных семей.

Запись:

«Студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей сын, в том нет нужды».

М.В. Ломоносов сам создал «Российскую грамматику» и «Краткую риторику». На основе этих трудов позже создавались пособия по русскому языку.

Грамматика имела 6 наставлений. Каждое наставление имело 5 глав. Наставления назывались:

«О человеческом слове вообще», «О чтении и правописании Российском», «О имени», «О глаголе», «О служебных частях слова», «О сочинении частей слова».

М. В. Ломоносов был против телесных наказаний, но защитил идею введения в школах, гимназиях твердых правил поведения учащихся. 15 правил для гимназии, разработанные Ломоносовым,  сформулированы четко, сжато, конкретно. Так, гимназисты должны были  избегать «плохое сообщество», которое «подать скоро может повод к бездельному и праздному житию». В правилах большое внимание уделялось гигиене тела, одежде гимназистов, соблюдению ими чистоты во всем, ибо кто «внешним видом ведет себя гадко, тот показывает не токмо свою леность, но и подлые нравы».

Ломоносов рекомендовал книги для гимназистов того времени.

6. Заключение. Итог

- Чему учит нас М. В. Ломоносов сегодня, спустя три столетия? (Ответы учащихся).

Итак, в этом году, 19 ноября отмечается  300 лет со дня рождения великого ученого— энциклопедиста  Михаила Васильевича Ломоносова.

Когда мы отмечаем дни рождения наших одноклассников, вспоминаем и поем любимые песни, читаем стихи.

Сегодня мы послушаем басню о Волке, который, подобно лисе, хотел схитрить, чтобы украсть себе на ужин овечку из стада. Посмотрим, что же у не­го из этого получилось. Эту басню  написал М.В. Ломоносов.

7. Выразительное чтение или инсценировка басни.

Литература.

1)       Карпеев Э. П. Русская культура и Ломоносов. – СПб.: Наука, 2005.

2)      Морозов А. Михаил Васильевич Ломоносов. – Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1952.

3)      Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь /Под ред. Э. П. Карпеева. – СПб.: Наука, 1999.

4)      Переверзенцев С. Михайло Ломоносов. – М.: Белый город, 2003.

5)      «Начальная школа».  - N12, - 1986 г.

6)      «Наука и жизнь». - №11  - 1986 г.

 

Приложение 1

Басня


Лишь только дневной шум замолк,

Надел пастушье платье волк,

И взял пастуший посох в лапу.

Привесил к поясу рожок,

На уши вздел широку шляпу

И крался тихо сквозь лесок

На ужин для добычи к стаду.

Увидев там, что Жучко спит ...

И овцы все лежали сряду,

Он мог из них любую взять;

Но, не довольствуясь убором,

Хотел прикрасить разговором


И именем овец назвать.

Однако, чуть лишь пасть разинул,

Раздался в роще волчий вой.

Пастух свой сладкий сон покинул.

И Жучко С ним бросился в бой.

Один дубиной гостя встретил,


Другой за горло ухватил.

Тут поздно бедный волк приветил,

Что чересчур перемудрил.

В полах и в рукавах связался,

И волчьим голосом сказался ...

Я притчу всю коротким толком


Могу вам, господа, сказать:

Кто в свете сам родился волком,

Тому лисицей не бывать.

 

(М. В. Ломоносов)

 

 

 

 

 

 

М. В. Ломоносов Рисунок П. Бенделя

 

 

 

Правила для гимназистов