/n/r/n/r

Методическая разработка для учащихся 4-5 классов

Государственное общеобразовательное учреждение

гимназия № 73«Ломоносовская гимназия»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

для учащихся 4-5 классов

«Наш великий

помор Ломоносов»

Автор-составитель: Золотарёва Л. Н.,

учитель начальных классов

 

Санкт-Петербург

2011

Игра по станциям

«Наш великий помор Ломоносов»

( 4 – 5 классы)

 

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о М. В.Ломоносове.

Задачи:

- развивать познавательную активность учащихся;

- пробудить интерес учащихся к Ломоносову М.В. как к человеку и ученому;

- воспитывать интерес к историческим личностям России;

- совершенствовать коммуникативные навыки учащихся.

 

Образовательные и воспитательные технологии: традиционные (соревнование), информационно-коммуникативные, сотрудничество.

 

Форма проведения: игра по станциям.

Оборудование:

- мультимедийный комплекс (ПК, проектор), звуковая система (или магнитофон);

- карточки с названиями станций-дорожек, со «звездами»;

- карточки с вопросами;

- мешки с предметами быта XVIII века (или иллюстрациями предметов);

- таблицы для записи результатов команд.

 

Предварительная работа:

  1. Деление классного коллектива на команды. Выбор капитана.
  2. Подготовка приветствия каждой команды.
  3. Объявление темы игры по станциям. Рекомендация литературы. Самостоятельная подготовка учащихся по теме.
  4. Составление заданий, различных по уровню сложности.

Правила игры:

На доске указаны названия станций-дорожек. Напротив каждой станции карточки со звездами (1, 2, 3, 4, 5 – по уровню сложности вопроса). Команда, ответившая на вопрос, получает карточку с обозначенным количеством звезд. По суммарному количеству звезд определяется победитель игры.

 

Литература:

  1. Карпеев Э. П. Русская культура и Ломоносов. – СПб: Наука, 2005 г.
  1. Бренева И. В., Моисеева Т. М. Музей М.В.Ломоносова: Путеводитель. – СПб: Просветительско-издательское объединение ДЕАН+АДИА-М, 1995 г.
  2. Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь /Под ред. Э.П.Карпеева. – СПб.: Наука, 1999.
  3. Шубинский В. Михаил Ломоносов: Всероссийский человек. – СПб.: Вита Нова, 2006.
  1. Михайло Ломоносов / Реж. А. Прошкин – ГОСТЕЛЕРАДИО СССР, 1984-86.; ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД, 1995.;  ООО «МАСТЕР ТРЕЙП», 2000.

От недр твоих. – 1984.

Врата учености. – 1986.

Во славу Отечества. – 1986.

 

Ход игры

1. Вступительная часть.

Эпиргаф на доске:

На берегах Ледовитого океана, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца.

(В.Г.Белинский «Литературные мечтания», 1834 г.)

 

Учитель читает слова В. Г. Белинского под музыкальное сопровождение (звуки живой природы – набегающие волны)

 

–  Начинаем интеллектуальную игру «Наш великий помор - Ломоносов»!

 

2. Объявление правил игры.

 

–  Каждая команда, посовещавшись, выбирает дорожку и вопрос на определенное количество звезд на ней. На обдумывание вопроса дается 30 секунд. Правильно ответив на вопрос, команда получает это количество звезд. В случае, если у команды нет правильного ответа, дается время на обсуждение другой команде, но время уже ограничено (10 секунд). По истечении времени команда должна дать ответ. Если и эта команда дает неправильный ответ, счет остается прежним.

 

Разыгрывается очередность команд для выбора заданий.

 

– Если команде попалась карточка «Своя игра», участники сами определяют сложность вопроса и задают количество звезд. Если команда не ответила на вопрос, то отдает это количество звезд ведущему или той команде, которая правильно ответила на вопрос.

– Если команде попалась карточка «Кот в мешке», команде предлагается 2 мешка, в которые положены предметы. Игроки должны догадаться, как эти предметы связаны с жизнью Ломоносова.

 

3. Представление и приветствие команд.

 

4. Игра.

1 станция - дорожка.                     Детство.

1 звезда.         Во сколько лет Ломоносов в первый раз вышел с отцом в море? (10 лет)

2 звезды.        Во сколько лет Ломоносов научился читать?      (12 лет)

3 звезды.        «Своя игра». Кто был первым учителем Ломоносова?  (Иван Шубный)

4 звезды.        Кто посоветовал Ломоносову учиться в Москве?  (Иван Каргопольский)

5 звезд.           «Кот в мешке». В мешке 2 книги, завернутые в бумагу. Назови авторов и книги, которые Ломоносов назвал «вратами своей учености». (Мелентия Смотрицкого «Грамматика» и Леонтия Магницкого «Арифметика»)

 

 

2 станция - дорожка.         
Путь в науку.

1 звезда.         В Славяно-греко-латинскую академию Михайла приняли (сказал, что он сын холмогорского дворянина). 15 января 1731 г. Ломоносов был зачислен в «низший класс», потому что совсем не знал латыни.  Академия старалась готовить своих учеников для церковной службы. Но царь Петр I, посетивший ее не один раз, требовал, чтобы выпускала она людей, пригодных и для «воинского дела», и для «строения», и для «врачевского искусства». В народе эту академию звали попросту …

Как называлась школа, в которой учился Ломоносов?  (Спасские школы)

2 звезды.        Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:

- Гляньте, какой болван пришел с нами учиться!

- Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котенка, и, стараясь быть серьезным, проговорил: «Что с тобой делать? На крышу забросить?» Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. «Да он лучше учителей все знает». - шептались школяры.

Во сколько лет Ломоносов начал учиться в Москве?   (19 лет)

3 звезды.        «Своя игра». Прошло полгода, и Ломоносова как способного перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже так постиг латынь, что пишет на этом языке стихи.

За сколько лет окончил Ломоносов Славяно-греко-латинскую академию?   (5 лет)

4 звезды.        Когда Михайло учился в последнем классе, пришла бумага. Было велено отобрать из учеников двенадцать человек «в науках достойных» и отправить их в Академию наук. Первым назвали Ломоносова. В конце декабря 1735 года будущих студентов благословили на дорогу, посадили в сани. Прощай, Москва!

Где находилась эта Академия?  (В Санкт-Петербурге).

5 звезд.           В конце 1736 года из Кронштадта вышло в море парусное судно «Фербот». Оно направлялось в порт Травемюнде. Дул крепкий ветер, готовый вот-вот превратиться в яростный шторм. Корабль сильно качало. Но трое русских студентов, сидя в тесной каюте, беззаботно шутили и смеялись. Впереди у них была новая, интересная жизнь. Ехали они в город Марбург, где находился один из старейших университетов. Там им надлежало как следует обучиться разным наукам. После этого следовало перебраться в другой город, Фрейберг, в край рудников и шахт, и основательно изучить …

В какую страну ехали учиться наши студенты? Что они должны были основательно изучить?        (В Германию. Изучить горное дело и металлургию.)

3 станция-дорожка.           
Ломоносов – ученый.

1 звезда.         Назовите предмет, который изобрёл Ломоносов для наблюдения в сумерках и в светлые ночи.                        (Ночезрительная труба)

2 звезды.           «Своя игра».  Назовите учебное пособие, которое в наши дни является ценным источником для изучения русского литературного языка  XVIII века.

(«Российская грамматика»)

3 звезды.        «Кот в мешке».  В мешке лежит книга А. С. Пушкина.

Как имя Пушкина связано с Ломоносовым?       (А. С. Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом» в своей статье «Путешествие из Москвы в Петербург».)

4 звезды.        Ломоносов утверждал, что тела состоят из мельчайших подвижных частиц.

Из каких частиц состоят тела?       (Атомы и молекулы)

5 звёзд.           Назовите крупнейшее достижение Ломоносова в области астрономии.

(Открытие атмосферы на Венере.)

5. Подведение итогов. Награждение команд.

Приложение

Михаил Васильевич Ломоносов

(1711 – 1765 )

 

19 ноября 1711 г. – в деревне Мишанинская близ города Холмогоры Архангельской области в семье владельца рыбной артели родился М. В. Ломоносов.

 

В 10 лет впервые вышел с отцом в море. Жили на берегу Северного моря, занимались рыбной ловлей, назывались поморами, так как ходили по морю.

 

В 12 лет М. В. Ломоносов научился читать.

 

Первые учебные книги, которые сам М. В. Ломоносов назвал «вратами  своей учености» - «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого.

 

В 19 лет М. В. Ломоносов ушёл из дома без разрешения отца учиться в Москву.

 

В 1731 году был зачислен в Славяно-греко-латинскую академию в «низший класс», потому что совсем не знал латыни.  Академия старалась готовить своих учеников для церковной службы. Но царь Петр I, посетивший её не один раз, требовал, чтобы выпускала она людей, пригодных и для «воинского дела», и для «строения», и для «врачевского искусства». В народе эту академию звали попросту Спасские школы.

Закончил он эту школу за 5 лет.

 

Когда Михайло учился в последнем классе, пришла бумага. Было велено отобрать из учеников двенадцать человек «в науках достойных» и отправить их в Академию наук. Первым назвали Ломоносова. В конце декабря 1735 года будущих студентов благословили на дорогу, посадили в сани. Прощай, Москва! Так М. В. Ломоносов стал студентом Академии наук в Санкт-Петербурге.

 

В конце 1736 года из Кронштадта вышло в море парусное судно «Фербот». Оно направлялось в порт Травемюнде. Дул крепкий ветер, готовый вот-вот превратиться в яростный шторм. Корабль сильно качало. Но трое русских студентов, сидя в тесной каюте, беззаботно шутили и смеялись. Впереди у них была новая, интересная жизнь. Ехали они в город Марбург, где находился один из старейших университетов. Там им надлежало как следует обучиться разным наукам. После этого следовало перебраться в другой город, Фрейберг, в край рудников и шахт, и основательно изучить горное дело и металлургию. Так Ломоносов уехал учиться в Германию.

 

М. В. Ломоносов изобрел «ночезрительную» трубу; открыл атмосферу на Венере; утверждал, что все вещества и тела состоят из мельчайших подвижных частиц (атомы и молекулы).

М. В. Ломоносов занимался химией – изобрел цветные стекла(смальты) для изготовления мозаик. Много внимания уделял поэзии, сочинял оды.

А. С. Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом» в своей статье «Путешествие из Москвы в Петербург».

В 1755 году в Москве был основан Университет, который носит имя М. В. Ломоносова.

 

М. В. Ломоносов похоронен в Некрополе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге