Устав ученического научно-исследовательского общества (УНИО)

   

«Гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук. Из неё, следует ожидать, выйдет просвещённое юношество: молодые люди должны там приучатся к правильному образу мышления и добрым нравам»…

М.В. Ломоносов

( Из Проекта регламента

Академической гимназии)

   

«Кто к добродетелям путь отверзает? Наука. Кто рассеянные народы в общества собрал? Наука. Кто построил грады и открыл страны, отдалённые морями? Наука.»

М.В. Ломоносов

( Собр. соч. т. 7, с.57-58)

 

   

«Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минётся, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минётся, а худое останется.»

М.В. Ломоносов

( Собр. соч. т. 7, с.281)

  

  1. Цель и задачи ученического научно – исследовательского общества. Ученическое научно – исследовательское общество (УНИО) является структурой, органически связанной с жизнедеятельностью Ломоносовской гимназии как самостоятельного учебного заведения оригинальной формации и с нею решает поставленной перед нами комплекс учебно-воспитательных задач.

Основная цель УНИО – способствовать формированию яркой, творческой, разносторонне развитой личности ученика-гимназиста. Цель Унио воплощается в конкретных задачах, которые связаны более чётко со специфическими направлениями гимназической подготовки, т.е. моделями будущих выпускников-гимназистов.

Согласно концепции Ломоносовской гимназии, таких моделей три: «исследователь – энциклопедист» ( с ориентацией на физико-математический цикл учебных дисциплин); «широкообразованный естественник » ( с ориентацией на естественно – научную группу предметов); «гуманитарий-краевед» ( с ориентацией на предметы гуманитарного и эстетического цикла).

В сферу задач входит формирование основ исследовательского мышления, развитие творческих потенций учащихся, вооружение их комплексом необходимых исследовательских, экспериментальных умений, работа по углублению и развитию познавательных интересов в избранных областях науки, культуры, искусства. В рамках УНИО могут функционировать отделения, секции, кружки, позволяющие достаточно широко охватить все возрастные концентры: от младших, через среднее звено, до старшеклассников. Основные направления деятельности членов  УНИО – секционная работа по определённым научным направлениям, а также пропаганда и популяризация научных знаний по проблематике собственных исследований.

  1. 2. Содружество ученического и педагогического коллективов Ломоносовской гимназии в работе УНИО. Ученическое научно-исследовательское общество, являясь самостоятельной детской структурой, теснейшим образом связано с педагогическим советом  школы. В распространении учебно-воспитательных поручений администрация Ломоносовской гимназии должна предусмотреть функциональные обязанности куратора УНИО от педагогического коллектива, координирующего вопросы деятельности УНИО, образовать творческую группу учителей,  может быть, даже членов УНИО (почётных, старших, заслуженных и т.п. – вопрос детализации остаётся за общим собранием), ведущих секции, кружки, подразделения УНИО в гимназии, кроме того, куратор УНИО также осуществляет связь с теми руководителями УНИО, которые по основному месту своей работы находятся вне гимназии и принадлежат к научной, технической, культурной общественности. Очевидно, что куратор УНИО и учителя – члены УНИО осуществляют такую связь с родительской общественностью, шефскими организациями, которые могут оказать посильную помощь в работе УНИО.
  2. 3. Структуры и органы УНИО.

Ученическое научно-исследовательское общество Ломоносовской гимназии включает в себя учащихся средних и старших классов и формируется по их познавательным интересам и пожеланиям в творческой деятельности различных направлений. Общим собранием всех членов УНИО избирается руководящий орган – Совет УНИО, - в его составе, предположительно, может быть от 7 до 11 членов – представители секций, кружков и прочих подразделений; отдельно могут быть избраны Председатель, Учёный Секретарь, Пресс-секретарь, коммерческий директор и т.п. (Все должности, их названия – дело совместного организационного творчества детей и педагогов). Совет избирается сроком на один уч/год, регулярно – с интервалом 1-1,5 месяца проводятся заседания совета. По особо важным случаям (торжественным, деловым, подведению итогов) собирается общее собрание всех членов УНИО.

Совет УНИО координирует и направляет работу всех секций, кружков и подразделений, имеющихся в составе УНИО, в его состав должны входить и представители педагогического коллектива, прежде всего, куратор УНИО, о функциях которого говорилось выше, а также и другие учителя.

Совет УНИО организует связь с научно-исследовательскими учреждениями, ВУЗами, культурно- просветительными учреждениями, музеями, предприятиями и т.п., которые интересны и важны для членов УНИО в силу их исследовательских интересов и практического приложения сил, а также и в связи с именем и деятельностью М.В. Ломоносова. Причём география подобных связей УНИО может быть достаточно широка: как в рамках Санкт-Петербурга, так и шире – во всём Северо-Западном регионе в целом. УНИО может иметь свои печатные органы – газету (ответственный за её выпуск – «Пресс-секретарь» и редколлегия), а также рукописные журналы (альманахи), как это было в классических Петербургских гимназиях и училищах.

  1. 4. Работа по секциям:

На секциях УНИО обсуждается тематика исследования, условия, необходимые для их проведения, техника и методика, аспекты связи с учреждениями, на базе которых, по заданию или содружеству с которыми планируется выполнение данных ученических исследований. Секция выбирает своего председателя и его помощников (их число определяется «мощью» секции, числом участвующих в ней школьников); за секцией закрепляется её взрослый руководитель – координатор – учитель гимназии, специалист какого-либо научного учреждения извне или представитель родительской общественности. Направление секций, подразделений УНИО, их число не может быть жёстко ограничено. В первом, приближённом, варианте, на уровне проекта, можно предположить такие секции, как:

  • Математика (математика + информатика);
  • Физическая;
  • ТРИЗ (творчество, рационализация, изобретательство);
  • Химическая;
  • Биологическая;
  • Историко-географическая;
  • Краеведение Петербурга;
  • Российский Север, его традиции, этнос, фольклор, и т.п.;
  • Литературная;
  • Художественно-эстетическая (художественные промыслы);
  • Историко-научные (например, по Ломоносовской тематике и т.п.).

 

Традиционным моментом представления результатов секционной работы, подведением итогов должны встать Ломоносовские чтения, которые хотелось бы проводить регулярно, в качестве не просто отчёта работы УНИО, но и праздника познания, праздника мысли, науки, культуры, достижений детей членов УНИО. Соответственно, необходимо заранее объявить конкурс на создание лучших: девиза УНИО, его эмблемы, гимна (оды) на открытке, почётных грамот, наград, свидетельств, определённой специфической секционной символики и т.д.. За время работы в рамках секции (кружка) или какого другого подразделения УНИО ведётся учёт работы каждого члена (можно на основе методики творческих книжек И,П,Волкова или какой-либо аналогичной методики), прослеживается его познавательный или технический «рост», усложняется характер заданий и работ. В рамках одной и той же секции могут быть выделены «теоретический» и «практический» направления по интересам и возможностям детей и руководителей педагогов. Члены секции представляют определённые творческие отчёты за конкретный период времени, которые могут быть выделены в виде реферата, отчёта по эксперименту, конкретного изделия ( схемы, макеты, модели, прибора, художественной поделки) и т.п.. Секции в рамках УНИО имеют возможности для проведения самостоятельных выставок, праздников, декад, защиты проектов, конкурсов, конференций, лекций, диспутов, экскурсий, походов и т.д.. Учащимся, последовательно и успешно работавшим в рамках конкретной секции в течении 2, 3, 4-х лет, выдаются вместе с аттестатом гимназии почётные дипломы (или сертификаты УНИО), которые, с учётом системы связей с различными ВУЗами и НИИ будут обязательно учитываться при поступлении в ВУЗы определённого профиля ( у Ломоносовской гимназии должны быть оформлены, в этом плане, с ВУЗами Петербурга специальные договоры).

  1. 5. Права и обязанности членов УНИО.

Совет общества совместно с представителями секции разрабатывает примерный проект устава УНИО, который затем обсуждается и принимается на общем собрании УНИО. Например, член УНИО Ломоносовской гимназии обязан:

  • активно участвовать в работе избранной им секции, расширять свои знания и умения;
  • приумножать славные традиции Российской науки, культуры, основоположником которых являлся М.В.Ломоносов.
  • активно исполнять все поручения Совета;
  • быть не только исследователем, изобретателем, художником, но и пропагандистом в своей области научного, технического или эстетического знания, основ творчества.

Права членов УНИО:

  • в соответствии со своими интересами, возможностями, выбирать направления научно-исследовательской деятельности, получать консультации от учителей, специалистов по данной проблеме;
  • участвовать в работе секций УНИО, его Общего собрания и других делах и мероприятиях, проводящихся в рамках УНИО или его силами;
  • выбирать или быть избранным во все руководящие органы УНИО;
  • по результатам исследовательской и систематической работе в УНИО быть отмеченным его поощрительными наградами и отличиями.
  1. 6. Массовая работа УНИО.

Работа детских обществ, подобных УНИО Ломоносовской гимназии важна не только тем, что это общество может дать для детей-участников; чрезвычайно значима и социальная «отдача», которую общество может иметь для «окружающей» среды. Это и работа в «микрорайоне», и широкая система связей с учреждениями, объединёнными Ломоносовской тематикой, это и обмен опытом с другими интересными учебными, учебно-воспитательными учреждениями, это поиск и, в хорошем смысле слова, реклама своего собственного, Ломоносовского «стандарта» образования; научно-популяризаторская работа гимназистов – членов УНИО, их природоохранительная деятельность, работа по возрождению памятников культуры, искусства и т.д..